Геометрическая радуга в гостях у малышей
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Виды восприятия разделяют на две большие группы: простые и сложные. В первую группу входит восприятие свойств предметов (формы, цвета, величины, вкуса, температуры, звуковые, тяжести, плотности), восприятие целостных предметов, пространства, времени, движения тела. Виды восприятия, в которых активно участвуют ощущения.
Во вторую группу входит восприятие иллюстраций, текстов, природы, отношений людей, подражательные действия, музыки, в восприятии которых активно участвует мышление.
Каждый вид восприятия ребёнок осваивает в определённом возрасте, с опорой на предыдущий опыт.
Освоение эталонов:
Сенсорные эталоны – это выделение человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребёнком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании и выделении их свойств.
Важной задачей является формирование представлений о сенсорных эталонах и дальнейшее применение данных знаний в свободной деятельности.
Формирование представлений о величине:
Главной задачей в работе над формированием представлений о величине является ознакомление ребёнка с размерами предметов и их параметрами: высотой, шириной, длинной.
По возрастным нормам ребёнок к 3 годам должен различать и называть три размера: большой, средний, маленький (методом исключения). Ознакомление детей раннего и младшего дошкольного возраста с величиной, в первую очередь, касается работы над размерами предметов, которая проводится на основе сопоставления 2-х объектов:
- однотипных
- различных (сравниваются предметы из одного множества, например: кружка и чашка, круг и квадрат).
Основные этапы работы:
1.Ознакомление (выделение определённого размера на основе сопоставления двух объектов.
2.Закрепление (сравнение, соотнесение объектов по размерам и выполнение определённых действий (наложения, прикладывания, вкладывания и выбора с ориентировкой на размер).
3. Проверка: выявление умения различать объекты по размерам с ориентировкой на слово.
Формирование представлений о цвете:
Следует отметить, что по возрастным нормам к 3 годам ребёнок должен знать и называть 4 основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный). Сначала предлагаются простые для восприятия пары: красный – жёлтый, жёлтый – синий, затем красный – синий, красный – зелёный. Наиболее трудный для восприятия является пара синий – зелёный. Рекомендуется систематизировать сенсорный опыт по цветам с красного.
Основные этапы работы:
1.Ознакомление: выявление определённого цвета на основе сопоставления объектов двух цветов.
2.Закрепление: сравнение, соотнесение объектов по цвету и выполнение определённых действий (сортировка, группировка по цвету и выбор по образцу).
3.Проверка: выявление умения определять цвет и называть его.
Формирование представлений о форме:
Схема работы: *круг (ознакомление), *круг (закрепление), квадрат (ознакомление),*круг (проверка), квадрат (закрепление), треугольник (ознакомление),*круг (проверка), квадрат (проверка), треугольник (закрепление), овал (ознакомление), *круг, квадрат, треугольник (проверка), овал (закрепление), прямоугольник (ознакомление).
Основные этапы работы:
1.Ознакомление: вычленение конкретной формы из множества форм.
2.Закрепление: сопоставление, сравнение изучаемой формы с другими. На первом уровне сравниваются значимо отличающиеся друг от друга формы (круг и квадрат, треугольник и овал и т.д.)
На втором сравниваются похожие формы (круг и овал, квадрат и прямоугольник).
Выполняемые действия6 соотнесение, сортировка (группировка) и выбор предметов определённой формы по образцу.
3.Проверка: выявление уровня сформированности у ребёнка представлений о данной форме.
Для наибольшей эффективности работы по ознакомлению ребёнка с формами и закреплению у него определённых представлений необходимо включать его в разные виды деятельности, подбирая соответствующие игры и игровые пособия. При этом ребёнку предлагаются как объёмные предметы (шар, куб, цилиндр), так и плоскостные (круг, квадрат, треугольник).
Материалы подготовлены учителем – дефектологом Сыч Анастасией Сергеевной